«Драка в блоке 99»: Тут вам не Австрия

Уберите детей и слабонервных от экрана. На осмотре сегодня особый пациент — крайне агрессивный и опасный фильм Стивена Крейга Залера, известный под названием «Драка в блоке 99». На лицо очевидна социопатия, связанная с невозможностью ужиться в современном киномире. Инструкция требует держать подобных под семью замками рейтинга R, но даже там, между «Дэдпулом» и «Джоном Уиком», данный субъект выглядит волком в стае овец. Ни в коем случае не выпускать в прокат, ведь как только дверь приоткроется — в зале почуется резкий запах крови, пороха и 70-х. И будьте уверены, «Драка в блоке 99» — не из тех фильмов, что предварительно стучит в дверь. Фильм Залера будет выбивать их с петель нахрен.

«Драка в блоке 99», 2017

Как вам возможно помнится по материалу о фестивале в Торонто, одна из особых программ, показывающая жанровое кино, называется «Полуночное безумие». И каждый год я стараюсь выбрать несколько фильмов в данном сегменте, ведь почти всегда они представляют собой настоящее бунтарство и не стесняются излишней жестокости или затрагивания общепринятых табу. Но в этот раз, отправляясь на сеанс, я не очень представлял себе, почему именно данный фильм попал в эту программу. Трейлер, появившийся в сети утром, напоминал непонятную смесь из гангстерских фильмов в стиле Скорсезе и второго сезона «Настоящего детектива» (это сравнение возникает, наверное, из-за Винса Вона в роли брутального бандита). Первый фильм Залера, «Костяной томагавк», у меня не вызвал особых восторгов и кроме последних 20 минут фильма казался мне крайне затянутым зрелищем. К тому же, в этот раз время премьеры, указанное на моем билете, вместо традиционных для «Полуночного безумия» 11:59 ночи, показывало 10:50 вечера. Но как только я уселся в кресле театра, главный куратор данной программы вышел на сцену, чтобы представить фильм вместе с режиссером и объяснить, что для данной картины ему пришлось сделать исключение из правил. «Для меня было важно начать этот фильм ровно в 10:53 ночи, ведь ровно через час и 7 минут он станет настоящим «Полуночным безумием»». Интригует? Тогда слушайте.

«Драка в блоке 99», 2017

Куратор, представивший фильм, не соврал и фильм к финалу изменился до неузнаваемости. И раз уж я упомянул трейлер фильма, то мне хотелось бы отметить, что он просто отлично дополняет саму картину, не показывая и не объясняя ничего, кроме первых 30 минут, но при этом неплохо передавая стиль и интригуя достаточно, чтобы заманить вас в зал кинотеатра, где вас будет ждать главное блюдо. По динамике, «Драка в блоке 99» напоминает горящий фитиль, который медленно двигается к финальному взрыву размером с атомную бомбу. После окончания фильма практически невозможно сопоставить его начало и концовку, при этом перемена в динамике происходит настолько гладко, что про отметку в 1 час и 7 минут забываешь напрочь. Повествование не спешит и представляет основной конфликт лишь через полчаса хронометража. Но в отличие от «Костяного томагавка», Залер отлично сохраняет интерес к истории, привязывая нас лишь к одному персонажу. И о нём нужно поговорить отдельно.

«Драка в блоке 99», 2017

Винс Вон, одержимый душой Чарльза Бронсона, играет человека с загадочным прошлым по имени Брэдли Томас. Патриотичный человек, который в попытках помочь своей семье ступает на тропу торговли наркотиками и после сорвавшейся операции по транспортировке новой партии, попадает в тюрьму. Контраст между данным персонажем и всеми остальными ролями Вона в его карьере становится все очевидней после каждой сцены и данный, казалось бы, «мискаст» блистательно играет на ожиданиях зрителя. То, во что персонаж превращается к концу фильма шокирует, ведь от вечно спокойного и вежливого героя Винса Вона никак не ожидаешь подобной трансформации. Залер очень тонко заставляет зрителей болеть и переживать за Брэдли Томаса в его крестовом походе в Преисподнюю. Актеры второго плана также смотрятся органично. Персонажи Удо Кира и Дона Джонсона играют пускай и карикатурные, но колоритные интерпретации их образов из других фильмов.

«Драка в блоке 99», 2017

Многие композиции и визуальные «фишки» напоминают о себе в течении всего фильма, создавая самобытный стиль. Видно, что Залер пытался использовать киноязык по полной и доказать, что он не только хороший писатель. Во время драк камера держится статично, что позволяет разглядеть экранное насилие происходящее и убедиться, что авторы не сокращали пути в своей цели заставить зрителей чувствовать дискомфорт в определённых сценах.

Подводя итог, мне бы хотелось поговорить не о чем «Драка в блоке 99» и не о том, как она сделана, а о том, как она чувствуется. Ощущения, которые оставляет после себя фильм Залера, похожи на сильнейший удар в лицо, после которого ты падаешь на асфальт. Злой и бескомпромиссный, не делающий никаких поблажек неподготовленной публике и выполненный в лучших традициях боевиков The Cannon Group. «Драка в блоке 99» — это досрочно культовая классика нового эксплуатационного кино. И говоря о её создателе, можно было бы привести уйму сравнений вроде «тарантиновские диалоги» или «рефновский стиль», но после данного фильма единственное, с чем хочется сравнить данную его работу, это с теми, что он сделает в будущем.

Автор: Арсен Мартиросян. 

Комментарии: