Дилогия «Дэдпул»: Анти-комикс про анти-героя

В преддверии выхода последней части «Мстителей» мы хотим вспомнить об одном несносном парне, который наотрез отказывается называться героем. Чьи яйчишки пришлось потеребить, чтобы выбить текст про Дэдпула, хотя хайпа в ближайшее время не ожидается? Пусть этот вопрос останется риторическим.

Здравствуйте, Райан Рейнольдс.

Супергерои появились в кино в 30-ых годах. Пришли они из комиксов, но на экране им предстояло пройти свой особый путь. На нём и сосредоточимся. За время своих приключений эти удивительные люди успели показать бессчётное количество способов борьбы с противником: добро побеждало зло с помощью суперсилы, особых умений, хитроумного оружия, мутаций и других зрелищных механизмов, за которыми мы до сих пор приходим в кинотеатры. Поначалу единственным вектором эволюции образов было нарастание неуязвимости персонажей, и такой подход долгое время имел успех. Только спустя 30 лет супергерои начали терять свою популярность. В 60-х их можно было различить по сверхспособностям и костюмам, но не по характерам. Критики писали, что критерием правоты условных суперменов являлись не их идеалы, а сам факт победы над врагом. То есть герои не только были похожи друг на друга, но и не особенно отличались от своих соперников.

К XXI веку ситуация стала меняться. Супергеройская тема расцвела пышным цветом и завоевала новую волну поклонников. Прежние недостатки фильмов такого рода были учтены, а достоинства не забыты. Но всё-таки совершение подвигов по призванию, во имя общечеловеческих ценностей и высшей цели — это путь, на котором трудно избежать пафоса, поэтому появление антигероя среди героев закономерно.

Пока вы читаете этот текст, где-то родился еще один антигерой.

Антигерой — необязательно плохой парень. Это персонаж, который не стремится следовать общепринятым законам морали и стоит при этом в центре повествования. Дэдпул из таких. Он не озабочен геройскими целями типа спасения человечества, он решает собственные проблемы, как и большинство людей в своей повседневной жизни. Спасти любимую, вернуть лицо, отомстить врагу… Ну чем не список дел на день? Обычно Дэдпул прибегает не к самым благородным мерам для достижения цели. Этим и симпатичен: кто из нас не фантазировал на тему того, как задаёт перцу обидчикам самым наглым образом из возможных? От слов из разряда «чем больше сила, тем больше и ответственность» герои типа Дэдпула могут животики надорвать, зато сниженный градус серьёзности позволяет им высмеивать вещи, на которые уже невозможно смотреть без иронии.

Классические фильмы пародийного жанра, которые появляются всякий раз, когда индустрия слишком усердно начинает эксплуатировать ту или иную тему, обычно строятся на перевёртышах. Например, в «Молодом Франкенштейне» Мэла Брукса (1974) устоявшиеся приёмы, которые должны работать на устрашение, превращаются во многочисленные гэги: тайный ход работает неисправно, мёртвая рука не вовремя вываливается из повозки, а монстр страдает от попыток заботы слепого крестьянина. «Дэдпул» устроен иначе, он не пародирует драматургию и клише супергеройских фильмов. Однако главный герой (точнее, антигерой) не упускает момента, чтобы прокомментировать набившие оскомину трюки. «Супергеройское приземление! Коленям после такого кранты. Эффектно, конечно, но неэффективно», — с этих слов начинается финальная битва. Довольно показательно.

Фото из будущего: Disney скупили все фильмы мира и слегка обновили их.

Дэдпул даже не пытается прикинуться, будто четвёртая стена существует, и в этом его крутизна. Сейчас формат прямого разговора особенно популярен. Стендап выступления, блоги, лекции и интервью — самый востребованный контент. И то, что его отличительные черты проникли в массовое кино такого плана, — интересная находка. У «Дэдпула» и «Дэдпула 2» вообще всё чётко с контекстом. Фильмы не боятся обращаться ни к героям другой вселенной, ни к повестке дня, ни к знаменитостям, ни к создателям, и это вызывает у зрителя особое чувство причастности. Но при всём этом по структуре обе картины остаются чуть ли не диснеевской сказкой. Такой высокий возрастной ценз кажется несправедливым, потому что и проблематика, и генитально-саркастичный юмор гораздо более актуальны для подростков: им это уже понятно, но чуть больше в новинку, да ещё и с некоторым налётом запретности. Чуть ли не идеальное сочетание! А наличие ярких персонажей подросткового возраста делает рейтинг +18 уж совсем лицемерным. Впрочем, в России и Европе он носит преимущественно рекомендательный характер, однако в США, стране, где Дэдпул появился, всё гораздо строже. То есть фильм был изначально рассчитан на взрослую аудиторию и при всей своей инфантильности сумел собрать хорошую кассу. Этому есть логичное объяснение.

В 80-ых годах наиболее кассовым стало семейное кино, а позже и вовсе детские картины. «Дэдпул» не вышел за пределы этой тенденции. Он просто немного изменил соотношения в рецептуре, угодив поколению зрителей, выросших на историях определённого типа. Как ни крути, а сегодня взрослой аудитории больше хочется вспоминать о том, что важно бороться за свою любовь, не бояться быть собой и ценить свою семью, чем касаться болезненных вопросов, связанных с обществом, временем и глубокими нестираемыми проблемами человеческого Я. Индустрия идёт вслед за желанием взрослых почувствовать себя детьми, и нельзя оценивать это явление однозначно.

Красный богатырь и одноглазый змей — лучшие друзья!

«Дэдпул» сорвал свой куш и бежит по накатанной. Вероятность того, что последующие части станут развивать потенциал, который был заметен в начале пути, невысока. «Дэдпул 2» формально следует за первым фильмом, а сюжетно указывает на то, что продолжение может сделать франшизу ещё более конформистской. Плюс, серией фильмов не занимается конкретный режиссёр, её снимают разные люди, а это значит, что нет лица, заинтересованного в углублении определённого метода работы. Да и жанр пародийного кино сейчас в упадке, — успешный коммерческий проект вряд ли станет на него ориентироваться. Видимо, навысмеивались, приелось. Но всё-таки интересно, какую мимишную идею под циничным соусом нам тиснут авторы в третьей части? Поживём — увидим. А пока на горизонте «Мстители: Финал», и лучше подумать об этом.

Комментарии: