«Экстаз» Гаспара Ноэ: Когда гостевая не зашла

Многие сойдутся во мнении, что провокационность Гаспара Ноэ — это сплошной напускной нарциссизм. Интегрируя в свои сюжеты сюрреалистичные элементы, Ноэ больше спрашивает, чем отвечает. Ведь человек же творит и может такое себе позволить. Но стоит только нарушить эту цикличность — и зритель получает возможность испытать «Экстаз».

Акт первый. Окровавленная девушка идёт по снегу. Ей плохо, больно, её просто «отпускает». Учитывая дальнейшую (и весьма особую) роль наркотиков в сюжете, Ноэ всё равно решил не тратить время попусту. Уже с первых кадров он приступает к чтению морали и донесению до зрителя прописной истины: «Наркотики — это плохо». Что они способны разрушить вашу жизнь и оставить вас одного посреди заснеженного поля. И от них нужно держаться подальше. Нормальные люди просто кивнут головой в знак согласия. Особо смелые спросят: «почему?». Для последних Гаспар приготовил ультимативный ответ.

Акт второй. Нам показывают записи кастинга танцоров, состоящие сплошь из того, как ребята искренне и без купюр рассказывают о своих семьях, корнях происхождения и творческих амбициях. И то, что в фильме из профессиональных актеров (здесь это звание авансом, естественно) в наличии только полыхающая огнём София Бутелла — достаточно здорово. Благодаря этим танцорам «с улицы», фильм смотрится так же искренне, как и их слова на камеру. Присущий Гаспару гротескный сюр происходящего отсутствует, что мигом добавляет фильму приземленности. Мы верим, что где-то во Франции 1996-ого был такой зал, где собирали талантливых танцоров и сталкивали их интересы друг с другом.

«Экстаз», реж. Гаспар Ноэ, 2018

Акт третий. Столкновение это мгновенно перетекает в репетицию одного безумно красивого номера, который, в свою очередь, ещё плотнее знакомит нас с молодыми людьми. Это единственная отрепетированная танцевальная сцена в фильме, когда как все остальные сымпровизированы, что опять же идёт фильму только на пользу. Ведь благодаря этому решению мы имеем возможность наблюдать за рождением искусства внутри искусства.

Акт четвертый. «Экстаз» кажется интересной вещицей в себе, не содержащей ничего лишнего. Однако цепляющей и увлекающей куда сильнее, чем прошлые работы режиссёра. Мы без всяких визуальных подсказок имеем четкое представление о том, что перед нами людей размазывает по стенам из-за очень и очень плохого «прихода». Да, выглядит иногда наигранно и ненатурально, несмотря на богатый опыт Ноэ в употреблении всего и вся. Возможно, он боялся вновь скатиться в кислотные фантазии уровня «Входа в Пустоту», которые могли бы оттолкнуть далеких от этой тематики людей. Потому решил изобразить моменты приходов понятными пируэтами камеры и рваным монтажом, тем самым проявив несвойственное для Ноэ уважение к своему зрителю. Зато персонажей своих он любит стабильно.

«Экстаз», реж. Гаспар Ноэ, 2018

В самом начале может показаться, что перед нами история о том, как очень разные люди собрались в одном месте и в процессе обнаружили нечто их объединяющее. На деле же Гаспар правильно рассредоточивает внимание на каждом герое и делится его личной историей. Странные отношения брата и сестры; молодой пацан, вожделевший другого пацана; беременная девушка, которая боится потерять возможность стать великой танцовщицей из-за своего положения; двое друзей, обсуждающих кого и в какой позе они бы «облюбовали». Да, всех действующих лиц определенно объединяет паркет зала, но каждый отплясывает на нём свой номер. От начала и вплоть до финала.

Несложно догадаться, что структурно в «Экстазе» достаточно много деталей, которые добавляют фильму колорита: сочетание французского и английского языка, постоянно меняющееся музыкальное сопровождение (дико сочное, между прочим), даже актуальные нынче беседы о сексуальных домогательствах. Всё это удивительным образом составляет хореографию завораживающего танца, раскрывающего суть людской натуры и передающего трагизм людских судеб. И впечатления от подобного зрелища будут самые разные.

«Экстаз», реж. Гаспар Ноэ, 2018

Всем одинаково могут понравиться обильные съемки одним планом (в фильме всего три монтажные склейки), постановочные решения, стильные костюмы и декорации, передающие дух 90-х годов. Но после просмотра каждый будет думать о своём: кто-то будет гадать о личности виновника, подмешавшего ЛСД в сангрию; кто-то задумается о походе в танцевальную школу; другие будут переживать за судьбу героев — больших и маленьких; остальные — просто с ухмылкой вспоминать диалоги из первой половины фильма или выносить вердикты героям, чьи решения были неуместны; а некоторые, вероятно, начнут шерстить в телефоне те самые волшебные цифры. Наверное, такая пища для ума и есть искусство во плоти. Оно озадачивает, вводит в транс, пробуждает бурю эмоций, но самое главное — не оставляет равнодушным.

А вообще, пейте водичку.

Автор текста

Артем Ремизов
Артем Ремизов

Комментарии: