Больше Бена

1240x620
«Бен-Гур», 1925
Роман американского писателя Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа» пользовался огромной популярностью. Эта история повествует о богатом юноше-еврее, который ошибочно обвинён в покушении на римского наместника. Иуда Бен-Гур попадает в рабство, а его семья в тюрьму. Действие разворачивается в Палестине, в 26-м году от Рождества Христова. Получив адаптацию на Бродвее, она 25 лет не сходила со сцены. Неудивительно, что мэйджор MGM купила права на экранизацию, так как спрос на пеплумы в то время был огромным. 1914-1927 года — расцвет исторического жанра. Зародился он в Италии, где помимо дива-фильмов пользовались успехом  истории об античности, римской мифологии («Камо грядеши», «Падение Трои»), так называемые фильмы «меча и сандалии».

В 1923 году в Италии начались съёмки, где продолжались 2 года. Проходили они сложно: менялись режиссеры и актёрский состав, бюджет постоянно раздувался. Заканчивалась работа над фильмом в Калифорнии в Калвер-Сити на студии MGM. В общей сложности фильм обошёлся в 4 миллиона долларов. Кинотеатры пестрели афишами о фильме, который «должен увидеть каждый христианин», или «шедевр киноискусства». Толпы зрителей, разумеется, повалили в зал. В прокате фильм собрал почти 11 миллионов долларов, что для того времени — невероятно большая сумма.

Притом, что в картине затронута религиозная тема, стоит обратить внимание на то, как она аккуратно вплетена в повествование и не акцентируется. Об этом говорят буквально несколько эпизодов, которые легко считываются и формируют пространственно-временную среду, где и  разворачиваются события, наполняя эпизоды драматизмом.

1315206801_1485437
«Бен-Гур», 1925
Бен-Гур Фреда Нибло запоминается массовкой, декорациями и костюмами. Сцены морского сражения или гонок на колесницах поражали тогдашнего зрителя. Так, например, историк кино Кевин Браунлоу сравнивает сцену гонки с одесской лестницей из «Броненосца «Потёмкин»» по своей психологической и эмоциональной нагрузке,  и приводит её как пример современных монтажных традиций. Фильм считается одним из самых дорогих в период немого кинематографа. Он снят в лучших традициях жанра со свойственной ему эпичностью. «Бен-Гур» образца 1925 года — прекрасный пример американского пеплума, посмотрев который можно получить полное впечатление о жанре.

В декабре 1952 года Metro-Goldwyn-Mayer анонсирует римейк картины Нибло. В режиссёрское кресло приглашается Уильям Уайлер. Отличительной особенностью и сильной стороной фильма становится операторская работа. Больше чем за 30 лет кинематографические возможности сильно возросли и на новый фильм это демонстративно влияет. Раздвинутые рамки кадра, благодаря новой технологии Widescreen и MGM-camera 65 со специальной линзой обещали зрителю, что «ничего не останется за кадром». Так и вышло. Скрупулёзно выстроенные мизансцены. Каждый кадр выполнен без провисаний. Нет ничего лишнего и нет пустот. Цвет не был новинкой и в фильме 1925 года. Там тоже присутствуют сцены, сделанные по 2-х цветной технологии Technicolor, довольно сложной на то время. Но у Уайлера экран расцветает яркими красками костюмов и декораций, которые увлекают зрителя.

i-2-1143_benhur-wp1
«Бен-Гур», 1959
Отдельно стоит остановиться на сцене гонок на колесницах. Это покадровый ремейк аналогичной сцены Нибло. Снимало её несколько режиссёров. Уайлер принял участие только при съёмке начала соревнований, планов ликующей толпы и финиша. Основные съемки проводили Эндрю Мартон и Якима Канутт, которые до этого работали в основном ассистентами. У них в свою очередь тоже были ассистенты, среди которых можно было заметить классика итальянского кинематографа Серджио Леоне. Каждый из них отвечал за определённый фрагмент, план. Её (сцену) можно считать своего рода эталоном гонки/погони. Без неё сложно представить погони в «Бондиане», вышедшей тремя годами позже, в «Звёздных Войнах» или даже «Борниане» (да и Джордж Миллер, возможно, остался неравнодушен).

ben-hur-toby-kebbell
«Бен-Гур», 2016
Сама сцена не претендовала на историческую документальность. Например, чтобы показать размах арены, Уайлер, понимая, что гонка будет смонтирована из крупных и средних планов, снимает парад, не свойственный соревнованиям той эпохи. Важна была не достоверность, а презентация колоссальных декораций, дорогого убранства. Но цвет, стерео и дорогое убранство не удивляло («Десять заповедей» Сесила Б. ДеМилля с Чарлтоном Хестеном в главной роли). Постановщик потрясает зрителя не только технически, но и драматическим развитием событий. Достаточно вспомнить сцену в Долине Прокажённых в финале — необходимый эффект достигается здесь широким кадром.

В заключение стоит отметить, что оба фильма остались в истории. Они стали некой вершиной кинематографа своего времени. И стоит вопрос, чем же удивит Тимур Бекмамбетов — режиссёр, умеющий удивлять. Однако перед ним стоит трудная задача, так как на поле пеплумов сейчас затишье, а фильмы подобного жанра могут быть сняты либо хорошо, либо плохо, как вестерны. Из последних действительно хороших пеплумов можно отметить «Гладиатора» Ридли Скотта и его же «Исход». Сегодняшние возможности дают режиссёру практически безграничную власть. Справился ли с ней Бекмамбетов — можно узнать уже сегодня, купив билет в кино.

Автор: Захар Тимашов. 

Комментарии: