«Апгрейд»: I Never Asked For This

Каждый вклад продюсера Джейсона Блума в развитие независимого жанрового кино – ни много, ни мало, а целое достижение. Он показал миру талант Майкла Фленегана, привел Джордана Пила к Оскару, воскресил карьеру М. Найта Шьямалана. А теперь умудрился вытащить соавтора «Пилы» Ли Уоннелла из астрального заточения. Если спустя время выяснится, что Блум способен ходить по воде, то это никого не удивит. Блум мастак творить чудеса, из воды вино делает постоянно. Его безотказно работающая бизнес-модель тому прямое подтверждение. Он стал кем-то вроде современного Роджера Кормана. Человеком крайне расчетливым и ведущим производство по системе разумных ограничений, что позволило ему превратить огромное количество микробюджетных лент в хиты кинопроката. Вне зависимости от их качества, нужно сказать. Потому что 75 процентов продукции Blumhouse — конвейерные штамповки, созданные лишь для того, чтоб люди на них ходили, а критики ненавидили. Такое себе превращение из воды в вино, согласитесь.

Тем не менее, у Блума есть козырь в рукаве. А именно оставшиеся 25  процентов спродюсированных им фильмов, которые хороши настолько, что вмиг закрываешь глаза на всё остальное. В ряды своих «блумоноидов» он набирает реально умелых мастеров, даёт им полную творческую свободу, и не портит доверительные отношения с ними, нагло врываясь в монтажную с требованием что-то вырезать, что-то переснять. Виден не только расчёт, но и искреннее желание создавать интересные и крутые картины. Внести тот самый вклад в развитие независимого жанрового кино.

«Апгрейд», 2018, реж. Ли Уоннелл

Отрадно, что в случае с «Апгрейдом» Ли Уоннелла (таки дошедшим до российских экранов) мы имеем дело с тем самым примером блумовского энтузиазма: стильным около-грайндхаусовым триллером про месть парализованного механика-технофоба, которому чудеса технологий позволяют творить страшные вещи с убийцами его жены. Концепт такой, что сразу ожидаешь получить приключения Джона Уика во вселенной Deus Ex. И они в какой-то степени оправдываются. Но здесь есть один подводный камень. Ведь темы, которые затрагивает фильм, вроде извечного конфликта живого и искусственного, оставляют странное послевкусие по окончании просмотра. Чувство подвоха, когда впору перебирать все возможные варианты того, как же так вообще получилось. Вроде заходит всё весело, задорно и вкусно, а тут – бац! — в голову приходит жуткое осознание «а можно было и лучше, и правильнее».

С таким-то потенциалом, достойным лент голливудского периода Верхувена, и невероятным техническим оформлением, ни разу не выдающим микроскопический для киберпанка бюджет в 5 миллионов долларов — «Апгрейд» был в силах стать эталонным представителем мрачного сай-фая. Он мог себе легко забронировать местечко в истории жанра, подвинув многих в сторону без особого труда. Хотя плохо ли, что Уоннелл решил не лезть на территорию условного «Бегущего по Лезвию» и не стал растекаться мыслью по древу?  Нужно ли ругать человека за то, что он отсёк всё ненужное и сделал b-movie, снятый на зависть многим представителям более высшего эшелона? Особенно сейчас, когда на рынке авторской фантастики безрыбье, а такое неглупо сделанное зрелище всегда было и будет в цене.

«Апгрейд», 2018, реж. Ли Уоннелл

Видно, что проект этот сделан с любовью, чувством, толком и расстановкой. Мир, созданный Уоннеллом, не вызывает сомнений. Даже с тем минимумом локаций, что ему довелось нам показать на протяжении всего фильма, нельзя сказать, что он сделан без какого бы то ни было вдохновения. Да, инновациями он не блещет. Но это и не «Мир будущего» Джеймса Франко, где пост-апокалиптический антураж представлял из себя всего лишь четыре с половиной локации с идиотскими названиями на каждую. VFX-еры здесь работают так же кропотливо, как и специалисты по практическим спецэффектам, что само по себе из разряда фантастики. Читерские рентген-глаза, руки-дробовики, сопли с нано-ботами, причудливые хай-тек локации и убедительные панорамы мегаполиса, окруженного дронами. Любителям аугментации человеческого тела есть где развернуться. Но самое главное то, с какой изобретательностью весь этот арсенал применяется на деле, потому что визитной карточкой «Апгрейда» является непосредственно сам экшн, который по праву может называться самым оригинально поставленным за весь год.

«Апгрейд», 2018, реж. Ли Уоннелл

Невероятно быстрые и отточенные по части хореографии рукопашные схватки мгновенно завладевают зрительским вниманием. И мало того, что ракурсы подобраны настолько идеально, что ни одна деталь не способна уйти из виду, так боевые сцены крайне многозадачные и рассказывают свою историю. Фиксация камеры на корпусе Логана Маршалла-Грина, путём отслеживания спрятанного на актере айфоновского гироскопа трёхосевым датчиком, даёт нам понять зависимость главного героя от ситуации, а точнее от того, что его телом кто-то управляет (подробнее за этим к замечательному видеоэссе от «…and Action!»). Это, вкупе с потрясающей пластикой и мимикой Маршалла-Грина (который дико крутой актёр, а вы до сих пор шутите про «двойника Харди»), выводит «Апгрейд» из загнанных Уоннелом жанровых рамок. Отчего первой ассоциацией при просмотре становится не набившее оскомину «Чёрное Зеркало» с его бесконечной чередой гнилушных финалов про цифровой лимб и малосимпатичными персонажами, а что-то незаслуженно забытое, вроде «Потрошителей» Мигеля Сапочника. Креативное, лихое, злое, но очень веселое кино.

«Апгрейд» не задаёт вопросы, а отвечает на них: как надо двигать камерой, как вставлять монтажную склейку в эпизоде драк, как правильное использование света и цветовых решений выстраивают визуальную драматургию. Австралийский креатив вновь показал разницу между смелостью и тухлым студийным расчётом, между настоящим кино и безликой мэйджор-размазнёй. Впрочем, кто вообще может сомневаться в стране, когда-то подарившей нам «Безумного Макса»?

Автор текста

Артём Кузовенко
Артём Кузовенко
Главный ценитель Николаса Кейджа после самого Николаса Кейджа и его родственников. Зачем-то смотрит все фильмы, выпущенные компанией A24, до сих пор верит в существование американского независимого кино. Обитает в русском Лос-Анджелесе (Ростов-на-Дону).

Комментарии: