«Аннигиляция»: Тарковский встречает Вильнёва

Успев побывать и успешным писателем, и сценаристом, Алекс Гарленд выпускает на экраны свою вторую по счету режиссёрскую работу — «Аннигиляцию». Его дебютная работа, «Из машины», в 2015 году была встречена восторженными отзывами и принесла ему номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Тем не менее, в этот раз Гарленд решил сделать адаптацию одноименной книги фантаста Джеффа Вандермира, но при этом, по его словам, он не перечитывал книгу при написании сценария, а хотел воспроизвести свои собственные воспоминания и чувства от произведения.

Сюжет повествует о биологе, а в прошлом — солдате Лине, сыгранной Натали Портман, которая отправляется в зону поражения неизвестной аномалии, чтобы узнать, что произошло с её мужем (Оскар Айзек), который таинственным образом оказался смертельно болен после возвращения из этой области. В ходе своего путешествия, группа женщин-ученых и главная героиня сталкиваются с новой формой жизни, меняющей природу вокруг себя.

«Аннигиляция», 2018

Трейлер фильма обещал что-то вроде «creature feature», где эволюционировавшие животные будут стоять на пути главных героев, но, по сути, это смесь из «Сталкера» Тарковского и «Прибытия» Вильнёва. «Аннигиляция» начинается как завязка сай-фай триллера с тайной, которую героям необходимо разгадать, но в определённый момент осознаешь, что фильм, в общем-то, не остросюжетный, он, скорее, тяготит к философским размышлениям о природе человека и месте человечества во вселенной. И подобный сдвиг акцентов фильма пускай и чувствуется резким, но в итоге фильм расставляет всё по своим местам и заставляет переваривать произошедшее после просмотра. Гарленд грамотно выдерживает баланс между отсутствием ответов на поставленные фильмом вопросы и демонстрацией достаточного количества улик для усваивания основного посыла. Меланхоличная атмосфера и медленный, но не затянутый темп повествования, помогают проникнуться историей, а контраст невероятной красоты и полного ужаса создают необходимый настрой депрессии во время просмотра.

Актерские работы не нуждаются в похвалах, так как всем очевидно, что от подобного состава ожидать можно только высокого уровня. Отметить хотелось бы только Дженнифер Джейсон Ли, которая после «Омерзительной Восьмерки» подарила своей карьере второе дыхание. Оскара Айзека, к сожалению, в фильме не так много, как хотелось бы, но и Натали Портман более чем способна удержать ваше внимание.

«Аннигиляция», 2018

Одной из главных заслуг «Аннигиляции» можно считать визуальное наполнение. Сам Гарленд говорит, что благодарить за это нужно оператора-постановщика Роба Харди. Мягкое освещение и погасшие цвета создают картинку, напоминающую сон, и дополняют тематику фильма. Даже диалоговые сцены полны интересного освещения и мастерски поставленных кадров. Все это делает фильм идеальным для просмотра на большом экране, что, к сожалению, вряд ли случится для большинства зрителей.

И тут хочется добавить несколько слов о, пожалуй, самом главном минусе фильма, который к самому фильму не имеет никакого отношения. Дело в том, что изначально «Аннигиляция» была предназначена для большого проката в кинотеатрах, но увидев результаты тест-просмотров, где зрители назвали фильм «слишком интеллектуальным» и скромные результаты «Бегущего по лезвию», боссы Paramount решили выпустить фильм в ограниченный прокат в Северной Америке и отдать Netflix права на показ во всем мире. Сам Гарленд высказался крайне негативно о подобном решении, сказав, что фильм был сделан для большого экрана, и что полное погружение будет невозможно на, выражаясь его словами, «fucking laptop». Печально, что высокобюджетный фильм, двигающий жанр фантастики от попкорновых блокбастеров к более фестивальному кино, не имеет шанса выжить в условиях конкуренции в кинотеатрах и обречён оказаться нишевым продуктом в каталоге стримингового сервиса.

«Аннигиляция», 2018

В итоге, Алекс Гарленд доказал, что «Из машины» не был счастливой случайностью, и встал в один ряд с Дени Вильнёвом, как ещё одна надежда жанра научной фантастики. «Аннигиляция» обязательна к вдумчивому и сосредоточенному просмотру на самом большом экране, который вам только удасться найти. Это не очередной «Кловерфилд» и не новый «Чужой», а что-то редкое в современном мире. При правильном просмотре «Аннигиляция» вас точно восхитит, будьте уверены.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, пожалуйста!

Автор: Арсен Мартиросян. 

Комментарии: