Сергей Кудрявцев: «Совет всегда был простым: смотреть больше фильмов»

89931_900
«400 ударов», 1959

С 22 по 24 сентября в Санкт-Петербурге пройдёт показ трёх классических фильмов Франсуа Трюффо — компания «ИНОЕКИНО: классика на большом экране» покажет великие шедевры классика «французской новой волны». Петербургские синефилы смогут посмотреть в кинотеатре «Аврора» три его картины — «400 ударов», «Жюль и Джим» и «Стреляйте в пианиста». Программу представит известный кинокритик и киновед Сергей Валентинович Кудрявцев, чья новая книга «Почти 44000» только-только вышла из типографии. Все желающие смогут приобрести книги автора и лично с ним пообщаться на презентации в «Книги и кофе» 24 сентября.

Сергей Кудрявцев — знаковая фигура в отечественной кинокритике. Лауреат нескольких премий Гильдии киноведов РФ, автор многих статей и книг о кино, среди которых «3500 кинорецензий» и «Своё кино». Он также является одним из основоположников краудфандинга в России, и как раз недавно завершил сбор денег на второй том своей уникальной энциклопедии. Сергей рассказал нам о своей новой книге и, конечно, мы поговорили с ним о кинематографе.

vhokrgaiere
«Почти 44000»

— Сергей Валентинович, вот Вы недавно завершили на сайте planeta.ru проект по сбору денег на издание второго тома «Почти 44000». Расскажите, пожалуйста, про основные особенности этой книги и стоит ли её вообще читать киноманам, не знакомым с вашим творчеством?

— Персональная киноэнциклопедия «Почти 44000» состоит из трёх солидных по объёму томов (типа «3500»), однако строится абсолютно по-другому — не вокруг конкретных фильмов, а в соответствии с датами, отсчёт которых ведётся хоть и календарно, но с 28 декабря, то есть с момента первого платного киносеанса в Париже в 1895 году. С тех пор прошло почти 44000 дня — и в каждом из них можно найти какое-то событие, связанное с кинематографом: даты рождения различных деятелей, премьеры фильмов, церемонии награждения на разных фестивалях и т.п. Подобное построение издания предоставляет широкие возможности для того, чтобы намного разнообразнее по видам и жанрам представить искусство кино — в основательных статьях, рецензиях различного объёма, небольших заметках, списках с оценками и без, справочно-информационных материалах. А два указателя помогут в поиске нужных названий или персоналий.

Не знаю, насколько будет плодотворным, если кто-то из читателей начнёт знакомство с моими текстами именно с персональной киноэнциклопедии. Пока что я не встречал таких читателей. Хотя в новой книге, в принципе, нет чего-то сложного, что помешало бы воспринять её более-менее адекватно. Другое дело, что она необычна по построению. И скорее всего, настороженнее и даже подозрительнее будут относиться к ней прежние читатели, которые привыкли к традиционным рецензиям — и хотели бы получить от меня простое продолжение предыдущих книг. А вот мне довольно скучно и неинтересно делать это так, как раньше. Хочется разнообразия и неожиданного подхода в осмыслении кинопроцесса и вообще кинематографа.

009_34
«Марсианин», 2015

— Одним из поощрений за определённую внесённую сумму денег на проекте был просмотр фильма по заказу читателя, ну и само собой выставление оценки в Вашем блоге. К удивлению многих, Вы достаточно хорошо оценили «Жертвуя пешкой» и «Марсианина», которые Вы посмотрели по заказу. Скажите, является ли Голливуд  лидером по качеству выпускаемых картин на сегодняшний день?

— С какой стати он является лидером по качеству выпускаемых картин? Я отношусь, скорее, скептически к кинематографу Голливуда последних пятнадцати-двадцати лет, который существенно уступает даже жанровому кино 80-90-х годов, что подтверждается, кстати, тем обстоятельством, что римейки прежних лент являются чаще всего беспомощными. Да и только что просмотренная мною седьмая серия «Звёздных войн» вызывает чувство неловкости, особенно в сценах с участием «пенсионеров» этой космической саги.

ehbirotan3a
Сергей Кудрявцев

— А кого тогда можно назвать сегодняшним лидером?

— Если весь мировой кинематограф находится в затяжном кризисе, довольно смешно искать лидера. Отдельные удачи и прорывы не делают погоды. Кино давно уже не может практически ничего внести в области кинематографического языка. Проблема как раз в том, что нет таких кинематографий, которые могли бы выполнять функции лидеров.

— Как вы думаете, что является причиной этого затяжного кризиса?

— Тут сказываются явления как культурного, так и общего цивилизационного плана. Кино осталось в ХХ веке. Пока неизвестно, что может быть главным искусством XXI века. И вообще — необходимо ли нынешней цивилизации подлинное искусство?

— Увы, но нынешняя цивилизация уже привыкла к бесконечному «попкорну».

— Кино само по себе стало конвейерным по производству, а главное — потерян прежний контакт с аудиторией. Кино теперь меньше, чем кино. Оно ещё выполняет функции entertainment. Но из-за нынешних способов восприятия всё стремительнее превращается в киношку. Как ни странно, возрождение кинематографа как искусства я жду, скорее всего, не в кинозалах, а в Интернете, если будет по-настоящему налажен чётко и тонко продуманный Интернет-прокат «фильмов не для всех». То есть я вижу будущее за индивидуальным восприятием кино. Коллективный способ практически дискредитировал себя.

— Подъёма российского кино точно не нужно ждать?

— Мы упустили свой шанс на рубеже 80-90-х годов. А теперь многое зависит, увы, от смены власти. Для нынешнего режима кинематограф почти не имеет никакого значения.

У Вас всё же есть фавориты среди наших режиссеров?

 — Герман-старший умер. Муратова заявила, что больше не будет снимать. Хуциев никак не закончит свой фильм. Герман-младший и Германика разочаровали меня своими последними работами.

— А что Сокуров? Или его правильнее считать интернациональным режиссером?

— Сокуров мне интересен через раз, а то и через два. Как раз во втором томе своей новой книги «Почти сорок четыре тысячи» я доказываю, что называется, на цифрах: кино не может существовать без постоянного обновления и притока молодой крови. А у нас положение с этим катастрофическое!

dc6c7a905dfcc1395f54a0802a19466f
«Русский ковчег», 2002

— И в кинокритике тоже ситуация удручающая?

— Поскольку кино стало меньше, чем кино, то кинокритика становится почти уже бесполезной и вообще ненужной. Опять же Интернет — одновременно могильщик прежней кинокритики и её возможный спаситель. Я вот уже восемнадцатый год существую как критик в сети — и это позволяет мне находить контакт с читателями.

— Ну и напоследок. Какой совет Вы бы дали начинающим киноведам и кинокритикам?

— Совет всегда был простым: смотреть больше фильмов — самых разных: новых и старых, хороших и плохих… И пытаться осмысливать любые из них не как отдельные произведения, а в широком кинематографическом и вообще культурном контексте.

Приобрести билеты на показ фильмов Франсуа Трюффо и узнать подробности вы можете на официальной странице мероприятия.

Интервью взял Иван Алонзов. 

Комментарии: