«Алита: Боевой ангел»: Возвращение Родригеса в кино

«Алита» на протяжении всего пути вызывала много опасений. Тут вам и Родригес, который не выпускал ничего по-настоящему качественного с 2014-го, когда вышел весьма спорный сиквел «Города грехов», и Кэмерон, в последние годы занятый только продолжениями «Аватара», да шлифовкой сценария «Генезиса». Не будем забывать и о двойном переносе релиза: сначала с июля прошлого года на декабрь, а потом и вовсе на февраль года нынешнего. Плюс, достаточно сухая рекламная кампания, куча недовольных видом CGI-Алиты, ставшей в интернете идеальным примером «зловещей долины». В итоге мы получаем фильм, который с очень низкой вероятностью мог выйти хотя бы (!) хорошим. И тем удивительнее сейчас понимать, что «Алита: Боевой ангел» — это квинтэссенция всех удачных наработок блокбастеров и просто впечатляющее кино. Фильм, настолько хорошо взаимодействующий с твоим внутренним ребенком, что буквально каждое воспоминание о нём возвращает эффект, испытанный во время просмотра.

«Алита: Бевой ангел», реж. Роберт Родригес, 2019

Давайте сразу выгоним слона из посудной лавки: Алита, именно как персонаж, прекрасна. Это очень милая девушка с сильным боевым характером, которая проходит примерно тот-же путь, что и Элизабет из «Bioshock» — от немного наивного и искреннего ребенка до bad-ass машины по уничтожению всего на своем нелегком пути. Мы видим, как она меняется, взрослеет, осознает себя, вспоминает свое прошлое, терпит потери и радуется победам. Ее не стали делать идеальной. Периодически, поддавшись эмоциям, Алита совершает ошибки или проигрывает, что для своего рода «Мэри Сью»¹ вообще нонсенс. Персонаж проходит действительно огромный путь в своем становлении, из-за чего не влюбиться в этот комочек счастья и крутизны просто невозможно.

«Алита: Боевой ангел», реж. Роберт Родригес, 2019

Эффект «Зловещей долины» исчезает примерно на 20-й секунде просмотра. Глаза со времен промо-материалов сделали меньше, хорошо поработали с освещением, благодаря чему не создается ощущения трехмерности модели, а на фоне всех этих роботов, где от большинства людей остается лишь мозг и лицо, Алита выглядит органично и не выбивается из общей стилистики. Также хочется отметить актерскую игру Розы Салазар, с которой шла полная запись движений и мимики Алиты. Заметно, что из-за датчиков на лице актрисе приходилось гипертрофированно изображать почти каждую эмоцию, но это тоже идет в плюс, потому что добавляет персонажу искренности и эмоциональности.

Кстати о фоне. Не совсем понятно как, но нео-футуризм вкупе с небольшим налетом киберпанка (четкое разделение на нищих и богатых; кибернетизация всего и вся; многоуровневые города как в «Deus ex» и «Футураме») в этом фильме сделан просто потрясающе. Вроде бы ничего нового не показали, все элементы узнаются, но архитектура и сеттинг тщательно продуманы, нет ни единого элемента, который кажется лишним, а мелкие «фишечки» придают этому кино дополнительный шарм. Например, любой человек здесь может стать полицейским, просто заполнив анкету, а самый популярный местный спорт — баскетбол на роликах и с убийствами.

«Алита: Боевой ангел», реж. Роберт Родригес, 2019

Экшн, как бы это громко не звучало, шедеврален. Он идеально выстроен по темпоритму, ни разу не проседает, перебивается драматическими моментами ровно в тех местах, где мог бы наскучить, и… Просто очень круто выполнен. Помните эту прекрасную гонку из начала «Первому игроку приготовиться», где за несколько секунд происходила куча мельчайших событий (то кран упадет, то мост разъедется, то вообще Кинг-Конг вылезет), но эта динамика была настолько контролируемой, что вместо головной боли и перегрузок, сцена давала все разновидности визуального оргазма? Так вот, теперь растяните этот уровень постановки на два с небольшим часа хронометража и получите «Алиту». Каждая драка, погоня, перестрелка в этом фильме выполнена на столь высоком эмоциональном уровне, что почти все конкуренты меркнут. В особенности, самая первая драка в подворотне (где милая Алита оказывается еще и ультимативной машиной для убийства) и все моменты с местным баскетболом. Динамичная работа оператора, графика, с которой не сравнится почти ни один фильм «Марвел», хореография, где персонажи используют все доступные им плоскости и возможности. В общем и целом, перед нами эталон боевика и блокбастера. Накал и динамику фильм держит все два часа, а это достижение. Кэмерону и Родригесу за такое исполнение хочется построить по памятнику.

Кстати, еще одно замечание про «боевиковую» часть. PG-13. Как «Алите» могли выдать подростковый рейтинг — крайне непонятно, потому что стараниями Родригеса, — а можно с уверенностью заявлять, что это его заслуга (почерк любителя «мяса и хардкора» узнается), — фильм получился крайне жестоким. То из человека мозг с глазами достанут, то голову отрубленную покажут, то кого-нибудь напополам разрубят, то вообще пол-лица срежут. Родригес смог показать сражения настолько внушительно, что даже убийства киборгов (считай, человеческий мозг в теле машины) выглядят реалистично, жестко и сурово. Ты, как зритель, просто не ждешь, что в боевике, стоимостью в сотни миллионов долларов, будут сцены с откровенной жестокостью. Учись, «Веном».

«Алита: Боевой ангел», реж. Роберт Родригес, 2019

Обычно боевики с превалирующей визуальной составляющей очень слабы в сценарии и сюжете. Так вот, тут даже эти два аспекта являются сильной стороной картины. Наш дубляж снова, скорее-всего, превратил некоторые реплики героев в пафосную чушь, ведь по губам читаются совершенно другие фразы, а диалоги местами чересчур наиграны (особенно речь в баре, искусственность которой вызывает ступор), но все огрехи окупают проработка основных персонажей и сюжетные твисты. Это именно тот случай, когда все до единой сюжетные линии образуют собой паутину, в которой мотивы и действия разных персонажей постоянно перемешиваются друг с другом. Все четко выстроено и взаимосвязано, есть пара отличных сюжетных поворотов и интересные концепции. Например, сильнейшие «ложные концовки», которых за весь фильм штуки три точно наберется. Ровно в тот момент, когда начинаешь думать, что определенные ветки останутся в подвешенном состоянии, что вот он — финал, авторы элегантно продлевают фильм еще на несколько минут, что совершенно не кажется натянутым или ненужным. Все точки расставлены, а чеховские ружья, развешенные по всей «паутине», выстреливают в самых неожиданных местах. Что уж говорить, если тут есть персонаж, которого убивают два раза, при этом очень драматично и к месту. Но сценарию откровенно не достает глубины, после просмотра абсолютно не о чем задуматься, а искать глубокие подтексты здесь совершенно бессмысленно. Плюс, есть несколько очевидных дыр в прошлом Алиты, которые намеренно не стали раскрывать ради сиквела. Если тот, конечно, увидит свет.

Суммируя все вышесказанное, «Алита: Боевой ангел» — это лучшее, что происходило с блокбастерами за долгое время. Она за один фильм делает то, на что у «Марвел» и DC ушли годы — оригинальный, красивый и самодостаточный мир. Не сказать, что фильм идеальный. Он больше говорит с эмоциями, а не мозгами, но для блокбастера — это совершенно новый уровень качества. Вполне возможно, что через несколько лет фильм станет культовым.

¹ Мэри Сью — персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Герой с ультимативными возможностями, превосходящий всех окружающих людей по силе, интеллекту и т.д.

Автор текста

Павел Зотов
Наш новенький. Темная лошадка из Челябинска.

Комментарии: