5 малоизвестных фильмов Романа Поланского (ну, или Полански), которые стоит увидеть

Не будет лишним сказать, что Роман Поланский — один из лучших кинорежиссёров на свете. Космополит, режиссер-хамелеон, меняющий жанры и стили как перчатки. Человек, своей судьбой олицетворяющий весь сумасшедший и трагичный XX-й век. Практически каждым своим фильмом собирающий кучку новых почитателей и приводящий в бешенство толпы прежних поклонников. Некоторые работы остаются в тени, что не даёт права не поговорить о них лишний раз.

«Самые прекрасные мошенничества в мире», 1964

«Самые прекрасные мошенничества в мире», 1964

Альманах из четырёх новелл, снятых Хиромичи Хорикавой, Уго Грегоретти, Клодом Шабролем, и Поланским. Ещё одну снял Жан-Люк Годар, но она не вошла в сборник. Альманахи вообще неблагодарное дело, но этот примечателен как минимум двумя фактами. Во-первых, самая удачная новелла вышла у Поланского, только что уехавшего из Польши и недавно снявшего дебютный «Нож в воде». Во-вторых, это его первая совместная работа с кинодраматургом Жераром Браком, вечным соавтором гениев (Антониони, Феррери и т.д.). Этот дуэт в дальнейшем сделает «Жильца», «Отвращение», «Горькую луну», «Неукротимого» и многое другое.

«Самые прекрасные мошенничества в мире», 1964

Действие новеллы «Река бриллиантов» разворачивается в Амстердаме. Француженка хочет купить дорогое украшение и зарабатывает лёгким мошенничеством, играючи выкачивая деньги из богатых мужланов. Анекдот, из которого можно сделать жуткую пошлость, Поланский, играючи, превращает его чуть ли не в манифест всех своих будущих работ. Тут и вечное ощущение себя чужим, издевки над маскулинностью, понимание (и всяческое одобрение) неизбежного превосходства женщин над мужчинами, и заигрывание с, простите, тёмными сторонами человеческой души. Это ещё не демоны, не путешествие в ад, но уже маленький бесёнок в обличье миловидной девушки. Рассказчик, как всегда, только и делает, что восхищается красотой зла, здесь ещё невинного.

Наши ощущения после просмотра «Макбета» по версии Поланского

«Макбет», 1971

Он часто упоминается в контексте экранизаций Шекспира, но, честно говоря, мало кто досматривает его до конца. Да и на фоне Куросавы, Уэллса, Тарра, этот «Макбет» смотрится слабовато. Неудачный кастинг, и слабая драматургия. Претензия, естественно, не к первоисточнику, а именно к адаптации. Всё время преследует чувство некоторой неловкости происходящего, как будто ты пришел туда, куда совсем не звали. И этому есть простое, но печальное объяснение.

«Макбет» — первый фильм Поланского, снятый после убийства Шерон Тейт бандой Чарльза Мэнсона. И это, мягко говоря, сказалось на нём. Леди Макбет омывается в крови, будучи обнаженной. Отрубленную голову несут на копье — долгий крупный план под завораживающий саундтрек. Эти эпизоды надолго застревают в памяти, но во время их просмотра хочется отвернуться. Удушающая атмосфера кошмара. Уже за это на него можно хотя бы обратить внимание. Но мы вас предупреждали.

Поланский и Стюарт в 1971-м

«Уикенд чемпиона»,  1972/2012

Снятый в соавторстве с Фрэнком Саймоном документальный фильм про легендарного гонщика «Формулы-1» Джеки Стюарта. В 1971-м Поланский с гордостью провёл в Шотландии несколько дней перед очередным Гран-При. Стюарт с тяжелым акцентом рассказывает о особенностях своей профессии на примере ножа для масла и спичечного коробка, человек за камерой любуется его красавицей-женой. К звезде подходит полицейский с просьбой сделать совместное фото, Джеки говорит: «Роман, достань камеру». Красивейшие кадры гонок лишены драйва и впечатляют некоторой долей медитативности. Собственно болиды меньше всего интересуют рассказчика. Куда больше его внимание привлекает то, как люди зачарованно смотрят на самоубийц.

Поланский и Стюарт несколько позже

В 2012-м при поддержке автора третьих «Людей Икс» Брэтта Рэтнера к фильму досняли один эпизод и показали на Каннском кинофестивале. В этой сцене старые друзья вновь собрались, дабы пересмотреть фильм и мило побеседовать о погибших автогонщиках и превратностях судьбы. «Сейчас болиды хотя бы не взрываются, а просто разлетаются в клочья», — суммирует Стюарт. «Я всего лишь люблю гонки и хотел запечатлеть на камеру своего друга», — резюмирует Поланский. Эти двое любят недоговаривать, но прекрасно понимают друг друга. Они действительно знают всё о жизни с постоянным чувством опасности.

Трудно описать, что вообще происходит в этой сцене, но в фильме «Что?» она лучшая

«Что?», 1972

Удивительно точное название. Именно этот вопрос периодически возникает на протяжении всего фильма. Тем не менее, Франсуа Трюффо, хоть и склонный к восторгам, назвал эту работу лучшей у постановщика, на тот момент уже снявшего «Отвращение» и «Ребенка Розмари». Не будем спорить с гением. Как минимум, это действительно необычный фильм. Поланский, вообще склонный к абсурдистскому юмору, тут отрывается на полную. Американская туристка подвергается угрозе группового изнасилования (очень смешного, честно говоря) и удирает от обидчиков на фуникулёре. Она оказывается на роскошной вилле, где в неё мгновенно влюбляется Марчелло Мастроянни, играющий сутенера, который «давно, целых 7 месяцев назад» завязал с ремеслом. А есть еще неубиваемый дед-миллионер, и сам режиссёр в роли усатого гомосексуала. Бесконечный набор гэгов может вскоре утомить, но нельзя не отметить удивительную галлюцинаторную атмосферу. Часто исполняют Моцарта, делавшего вроде бы аляповатую, но великую музыку. Поланский не скрывает, что хочет так же. И действительно, финалом, как и отдельными эпизодами, трудно не восхититься.

Обычный детский фильм «Пираты»

«Пираты», 1986

Смешно, что в этом списке оказался потенциально самый зрительский фильм Поланского. Сбывшаяся детская мечта Романа о приключенческом фильме про пиратов обернулась производственным адом, обвинением режиссёра в сексуальном домогательстве, провалом в прокате и относительным забвением. Да и получился скорее не приключенческий фильм, а чернющая комедия с уксусной клизмой для умирающего короля, многочисленными намёками на гомосексуальность более-менее всех мужчин, поеданием крысы, потенциальным каннибализмом. В общем всё, как мы любим. А для русского человека, у которого любовь к фильмам про пиратов впитана с генетическим кодом (как минимум от чудного мультфильма «Остров сокровищ» и великого фильма «Остров головорезов»), он вообще обязателен к просмотру. Обаятельное дуракаваляние со взрывами, трюками, вечными странниками и горячо любимой Поланским кольцевой композицией, здесь остроумно отсылающей к «Ножу в воде». Как говорят петербургские интеллектуалы (не мы): «кайфовое кино».

Автор: Павел Пугачёв. 

Комментарии: