40-й ММКФ: берлинский гид по фестивалю

Берлинский кинофестиваль в этом году не баловал своих зрителей огромным количеством выдающихся киноработ. Но выбирать точно было из чего. Рассказываем вам о нескольких, особенно удавшихся фильма берлинского смотра, которые приедут на юбилейный 40-й Московский международный кинофестиваль. Коротко (но не как у Медузы) о главном.

«Молитва», режиссёр — Седрик Кан

«Молитва»

В сюжете — история 22-летнего мальчика Тома (Энтони Байон), который оказывается в коммуне лечащихся от наркозависимости подростков и взрослых. Спасение видится в Боге и в исправном ему служении. Положиться на себя становится слишком опасно (наркотический плод все-таки), поэтому остается только держаться друг за друга и надеяться на Бога. У большинства получается, но один подросток прощается с жизнью, — возможно, недостаточно уверовав. Кан кропотливо исследует все этапы на пути к выздоровлению: он показывает бегство Тома, его первую любовь и сексуальное желание, разочарование в Боге и его обретение на склоне гор. Назидание от режиссера сквозит в каждом эпизоде, но он не стремится обратить зрителя в свою веру. Не ждите громких заявлений, частых эмоциональных американских горок или задевание чувств верующих, которое мы так настойчиво везде выискиваем.

На первый взгляд картина может показаться поверхностной и тривиальной, но дело, скорее, в режиссерском спокойствии и прозрачности намерений. Если у вас есть два часа для того, чтобы потратить их на чистое наблюдение и божественные проявления, то не пропустите новый фильм Седрика Кана. Тем более, актерская игра Энтони Байона — отдельная в этом радость.

 «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссёр — Филип Грёнинг

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Фильм Филипа Грёнинга — крайне неоднозначный и даже вызывающий. Заинтриговать может уже своим названием, насторожить — продолжительностью, все-таки три часа философского размышления может осилить не каждый. На показе в Берлинале-паласт кто-то из прессы в процессе нервно закурил сигарету. Однако стоит заметить, что при этом количественно гораздо больше людей ушли с показа четырехчасовой ленты Лава Диаса «Время дьявола». Ладно, перейдем к делу. В центре картины двое близнецов Роберт и Елена. Ей надо сдать экзамен по философии в университете, ему – помочь сестре разобраться в проблемах экзистенциализма. Фильм немецкий, поэтому концепция выбирается не французская (Сартр, Камю), а именно немецкая — Мартина Хайдеггера. Роберт рассказывает Елене про бытие, его переживание и проявление в окружающих вещах, и про человека, бытию бесконечно принадлежащего.

Близнецы весь фильм исследуют развертываемость бытия, напиваются, дерутся, ругаются, совершают убийство, сексуальное напряжение выливается в акт инцеста. Каждое действие совершается и плавно переходит к следующему, открыть банку колы или нажать на курок пистолета — герои не видят разницы. Все те, кто уличают картину в претенциозной серьезности, не видели, с какой легкостью разрешается любая конфликтная ситуация. «Ты подойдешь или я?», — один из них делает первый шаг, а второй его принимает. Как общаться с другими людьми им тоже не очень понятно. Мир брата и сестры ограничивается только озером, где они купаются, просторным полем и пустынной автозаправкой. Они хотят, чтобы все принадлежало только им, и никто не мешал быть наедине друг с другом и с жизнью. В руках режиссера Грёнинга есть пространство и время: первое он сужает до главных героев, второе расширяет и трансформирует. Герой Роберта так и сыпет фразами, за которые невероятно трудно ухватиться. Хочется поставить фильм на паузу и подумать, но никто не дает такой возможности. Постепенно можно сойти с ума от нагруженности философией и поразительной бессобытийности. Ощущения тревожные, будто тебя бросили в абстрактный безвременной континуум. Однако несмотря на все это, этот философский эксперимент стал настоящей отдушиной в посредственной конкурсной программе Берлинале. И большая радость, что его покажут так скоро на ММКФ. Не забудьте ознакомиться с основами экзистенциальной философии, так станет немного проще понять взаимоотношения и диалоги близнецов.

«Профиль», — Тимур Бекмамбетов

«Профиль»

Бекмамбетов давно прослыл русским экспериментатором и первопроходцем в вопросе технологических новшеств кинематографа. Не без провалов и падений, конечно. Но за «Ночной Дозор», прорыв в Голливуд и даже первые «Елки» уважить его все равно приятно. Новая страсть режиссера — работа с декстоп-кино (когда все действие происходит на компьютерном экране).

Первый проект, в котором Бекмамбетов выступил в роли продюсера, «Поиск» (об отце, который организовывает почти национальные поиски своей пропавшей дочери) снискал одобрение и теплые отзывы от критиков и жюри фестиваля «Сандэнс». А вот нам он не очень понравился. Гнаться за новой формой, не оправдывая ее содержанием, кажется уже недостаточным. Пусть даже тебе и рассказывают крайне трогательную страшную историю.

Но второй проект, где Бекмамбетов оказался в режиссерском кресле, «Профиль» можно смело называть сенсацией. Мало того, что история о взаимоотношениях англичанки с террористом Исламского государства (запрещенная в России организация) — это тема животрепещущая; а манипуляции зрительской верой и убеждениями — высшего пилотажа. Так и «душность» декстоп-кино здесь становится как нельзя кстати. Как еще показать скайп-роман и переместить зрителя в неподконтрольное пространство, где о нас знают, кажется, больше, чем мы можем представить? «Профиль» — это тот самый захватывающий блокбастер, к которому Бекмамбетов всегда стремился. Режиссер схватил нас в тиски и приковал наш взгляд к холодному компьютерному экрану. И это оцепенение и неуемную тревогу придется выдыхать после просмотра без малого минут тридцать.

«Между рядами», режиссёр — Томас Стубер

«Между рядами»

Этому фильму с самого начала пророчили судьбу второго «Тони Эрдманна»: в главной роли Сандра Мюллер, а в центре сюжета — непростые недо-драматические и недо-комические взаимоотношения героев. На деле, «Между рядами» и вправду отлично вписывается в традицию тонких и остроумных мелодрам.

Эта история (о самом что ни на есть рабочем классе) разворачивается в локальном гипермаркете, повествуя о неизвестной обывателям жизни его сотрудников. «Между рядами» — настоящее пособие о том, как на самом деле работники превращают пустые полки в ломящиеся от товаров, когда и где они обедают, о чем говорят и мечтают. Почти пролетарская сказка имеет и небанальную, очень романтичную линию двух главных героев, чьи чувства осторожно проявляются в покупке автоматного кофе на перерыве и поездках с ветерком между стеллажами на автопогрузчиках.

Для тех, кто все еще не убежден, выкинем еще два козыря. Прийти стоит ради отличнейшего плейлиста, который тоже помогает фильму быть очень смешным. А еще для того, чтобы посмотреть на прекрасный механический балет автопогрузчиков и заодно удивиться тому, как размеренное движение их крана напоминает шум прибоя. И кто после этого посмеет заявить, что в безликих гипермаркетах не бывает романтики?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, пожалуйста!

Авторы: Влада Лодеск, Марфа Веселова. 

Комментарии: