9 главных фильмов за всю историю кинофестиваля «Сандэнс»

Новогодние тусовки уже закончились, самые сокровенные желания уже загаданы, прогнозы на следующий год — сделаны. Единственное важное дело, которым осталось отметить январь 2018-го — это открытие нового сезона кинофестивалей. По традиции тренды рождаются в киномекке — Соединенных Штатах. На этой неделе стартовал самый независимый и самый небанальный американский кинофестиваль «Сандэнс». Пока ставки на те имена режиссеров и актеров, о которых будут говорить весь следующий год, только начинаются, MIRUMAXIMUM вспоминает о тех, для кого площадка «Сандэнса» стала отправным пунктом в индустрии кино.

 Одержимость, режиссёр — Дэмьен Шазелл, 2014-й год

«Одержимость», 2014

Мы уже перестали удивляться стремительному коммерческому и фестивальному успеху фильмов Дэмьена Шазелла. Все началось с премьеры «Одержимости» именно в конкурсной программе «Сандэнса». История о взаимоотношениях между амбициозным начинающим джазовым музыкантом и его жестоким преподавателем покорила сердца жюри и прессы фестиваля. Дальше, как по накатанной, фильм успешно путешествует по миру и получает кучу номинаций на «Оскар». Так Шазелл убеждает инвесторов в собственном профессионализме и таланте. Как итог, спустя несколько лет мы имеем возможность наслаждаться «Ла-Ла Лендом».

Залечь на дно в Брюгге, режиссёр — Мартин МакДона, 2008-й год

«Залечь на дно в Брюгге», 2008

Пока мы ждём, когда же до нашего проката доберется новый фильм МакДонах «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», стоит пересмотреть полнометражный дебют режиссера «Залечь на дно в Брюгге». Открыв 24-й фестиваль «Сандэнс», фильм стал культовым благодаря черному юмору, прекрасной актерской игре и остроумным диалогам. Критикам тоже очень понравилось: Роджер Эберт поставил фильму все 4 (!) звезды. Вполне логично, что и новый фильм МакДона вышел отличным — посвященные уже знали после 2008-го, на что способен режиссер.

Кальмар и Кит, режиссёр — Ноа Баумбак, 2005-й год

«Кальмар и кит», 2005

Наш любимый Баумбак попал на «Сандэнс», уже успев заработать славу подающего надежду режиссера. Однако именно на фестивале его стиль как любителя мамблкора и относительно автобиографичных историй подтвердился. За успехом на «Сандэнсе» последовала номинация на «Оскар» и, конечно же, пристальное внимание прессы за последующими проектами. Сейчас Ноа Баумбак — режиссер, побывавший со своими фильмами уже почти на всех главных фестивалях мира (ну ладно, по крайней мере, Европы).

Помни, режиссёр — Кристофер Нолан, 2000-й год

«Помни», 2000

Наверное, слегка неожиданно осознавать, что такой режиссер, как Кристофер Нолан, автор крупных и дорогостоящих проектов, заявил о себе американской публике на фестивале, специализирующемся на независимых и малобюджетных проектах. Его первый американский фильм «Помни» участвовал в основной конкурсной программе «Сандэнса» и более того, стал первым «блокбастером» режиссера с приличным бокс-офисом. Однако стоит отметить, что фильм покатался и по большому количеству других важных фестивалей. Но своим прокатом и признанием в Америке он все-таки обязан «Сандэнсу».

Карты, деньги, два ствола, режиссёр — Гай Ричи, 1998-й год

«Карты, деньги, два ствола», 1998

Малобюджетный криминал всегда принимался в Парк-Сити на ура. Дебют Ричи не оказался исключением. Двухчасовые очереди и полный зал на премьере фильма говорят сами за себя. Неудивительно, что после такого ажиотажа «Карты, деньги, два ствола» должны были купить в американский прокат, а в Гае Ричи разглядеть еще одного режиссера, которого стоит держать в поле своего внимания.

Клерки, режиссёр — Кевин Смит, 1994-й год

«Клерки», 1994

Что тут говорить? Толстяк из Джерси исполнил свою мечту и снял первый фильм, положивший начало череде культовых лент, любимых миллионами поклонников по всему миру. Чтобы «Клерки» появились на свет, Кевин Смит распродал всю свою коллекцию комиксов и назанимал денег у друзей. Получил ли он что-то взамен — вопрос, не требующий ответа. Целая киновселенная, куча фанатов, связь со всеми первыми лицами Голливуда и репутация крутого и странного независимого режиссёра. А «Клерки» стали одним из главных фильмов, транслирующим мысли и идеи поколения Икс.

 Бешеные псы, режиссёр — Квентин Тарантино, 1992-й год

«Бешеные псы», 1992

Дебют Квентина Тарантино — это и начало долгой дружбы режиссера с компанией Miramax, и зарождение культа вокруг его стильных фильмов. В 1992 году, после премьеры, именно «Бешеные псы» стали самым обсуждаемым фильмом-событием фестиваля. Любовь Тарантино к насилию на экране с очевидным бутафорством, к поп-культурным отсылкам и гладко сложенными диалогами — все это публика полюбила там, в маленьком горнолыжном городке. А мы теперь только и делаем, что растаскиваем диалоги Тарантино на цитаты.

Бездельник, режиссёр — Ричард Линклейтер, 1991-й год

«Бездельник», 1990

Ещё один важный фильм для понимания поколения икс, являющийся предтечей «Клерков». Типичные будни техасских студентов, бесконечные разговоры незнакомцев ночью, безграничные техасские просторы — вот, что подарили нам фильмы Линклейтера. Режиссера, благодаря которому Остин стал еще одним центром в индустрии кино. Его «Бездельник» не только открыл новое имя для независимого кинематографа, но и уехал с фестиваля с одобрением критиков в кармане.

Секс, ложь и видео, режиссёр — Стивен Содерберг, 1989-й год

«Секс, ложь и видео», 1989

Индивуд без Содерберга сейчас представить себе невозможно. А все началось с его дебюта, который даже не получил главной награды на «Сандэнс». Слава богу, публика оказалась крайне проницательной и вручила фильму зрительскую награду. Вот уже более двадцати лет «Секс, ложь и видео» признан одним из самых важных в революции независимого кинематографа, а Содерберг — одним из его праотцов.

Автор: Влада Лодеск. 

Комментарии: